Японцы издревле были завзятыми путешественниками – когда один человек собирался совершить паломничество к святым местам, на дорогу ему сбрасывались всей деревней – с учётом того, что он привезёт памятные сувениры для всех.
Таким образом, получалось, будто человек лично посетил святыню. Массовое участие было залогом непрерывного бума как для гостиничного, так и для сувенирного бизнеса. Уже в те времена были утверждены (негласно конечно же) многие паломнические маршруты – можно было выбрать один из предлагаемых 88 храмов острова Сикоку, священные места Западных провинций или совершить восхождение на Фудзи-сама.
В эпоху сёгуната Токугава перемещение населения строго регламентировалось, но на паломничества не налагалось никаких запретов, и очень часто подобные вояжи имели развлекательный характер для простых людей. В то же время каждый даймё был обязан проводить часть времени в Эдо (Токио), а часть – в своих родовых землях, таким образом наблюдалась постоянная ротация даймё и их свиты из разных концов страны в её столицу и обратно. Это требовало создания соответствующих удобств для путешественников и упорядочения коммуникаций в стране в целом.
В эпоху Мэйдзи (1868 - 1912) в стране была сооружена разветвленная сеть железных дорог, и это значительно облегчило совершение путешествий. Тем не менее, хотя все могли странствовать совершенно свободно, лишь немногие делали это удовольствия ради – разумеется, за исключением богачей. И только в конце 50х годов, когда обрели популярность групповые туры к горячим источникам, спонсируемые компаниями для своих работников, в Японии начала развиваться подлинная индустрия туризма, ориентированная на массовый рынок.
Дальнейших рост жизненных стандартов и распространение пятидневки среди рабочих внесли заметный вклад в развитие туризма внутри страны. Особенно оживленный характер он приобретает в так называемую "золотую неделю" (29 апреля - 5 мая), на которую приходятся четыре национальных праздника, и в августовскую неделю в середине этого месяца, когда японцы поминают умерших предков. Групповые туры все еще популярны, но современные японцы всё чаще путешествуют в компании родственников и друзей, останавливаясь на курортах, которые предоставляют спортивные и рекреационные возможности.
В настоящее время туризм как составная часть отрасли экономики претерпевает ряд существенных изменений – всё больше японцев отправляется путешествовать по родной (и не только) стране и все они предъявляют повышенные требования к качеству предоставляемых услуг. В систему туризма входят транспортное и гостиничное обслуживание, посреднические службы, устраивающие путешествия, а также производство и продажу сувениров.
В связи с совершенствованием коммуникаций и всё большим распространением личного автотранспорта среди населения увеличилась длительность экскурсий – возникла возможность добираться до самых удалённых и укромных уголков. Также распространяется продажа дачных посёлков – как в предместьях крупных городов, так и опять-таки в удалённых уголках страны. Отдельно следует отметить особенность гостиничного бизнеса – рядом с крупными отелями в европейском стиле располагаются маленькие гостиницы в традиционном духе - рёкан, а администрация отелей (и рёкан тоже) заинтересована в предложении как можно большего количества предлагаемых услуг – причем, оказываются они не только постояльцам.
Тон в этом «обирании клиента» задают, разумеется, самые фешенебельные отели, размещенные в крупнейших городах и на известнейших курортах и пользующиеся прочной репутацией в общенациональных масштабах. Распространена такая ситуация, когда от «дополнительных» услуг доход превышает доход от прямой деятельности – т.е. сдачи номеров.
На данный момент резко возросло число так называемых "служб общих путешествий", т.е. предприятий, которые с разрешения министра транспорта посредничают в организации внутренних путешествий японцев и иностранцев, приезжающих в Японию, и зарубежных путешествий японцев. В этом буме задействованы как специализированные предприятия и торговые компании непосредственно сферы туризма, так и компании, владеющие универмагами и заботящиеся о расширении спроса, и банки, предлагающие кредитование путешественников.
Развитие предлагаемых туристам услуг развивалось по накатанной колее и сейчас японским путешественникам сотрудники «служб путешествий» помогают в выборе маршрутов, страхуют самих туристов и их багаж, осуществляют выпуск дорожных чеков, снабжают специальными купонами и размещают своих клиентов в специально предусмотренных гостиницах, заказывают визы – то есть, в общем-то, делают то же, что и наши с вами туристические операторы и агентства, но, пожалуй, с чуть большей долей ответственности за свои действия. И нужно отметить, что с учетом нынешнего размаха туризма (число японцев, путешествующих по внутренним маршрутам, ежегодно приближается к миллиарду человек и более десяти миллионов ежегодно отправляются в зарубежные поездки, также примерно два с половиной миллиона иностранцев ежегодно посещают Японию) наличие многогранного механизма его обслуживания является совершенно естественным.